Сенсорное развитие детей раннего возраста
Сенсорика, или сенсорное восприятие («sensus» — восприятие, лат.) обозначает способность человека получить представление об устройстве внешнего мира (свойстве предметов, явлений) путём анализа их через собственные ощущения и личное восприятие. Именно сенсорное восприятие позволит сформировать маленькому человеку представление о том, что он видит вокруг. Используя самый первый опыт ощущений и анализа, он получит начальные представления о форме и величине предметов, разнообразии звуковых эффектов и запахов, цветов и их оттенков.
Говоря ещё проще, — сенсорное восприятие — это те навыки и умения которые должен приобретать ребёнок в разные годы своей жизни. Давайте же разберёмся что должен уметь ребёнок в 1, 2, 3 года своей жизни, и как его развивать в этих направлениях и чему учить малыша.
Момент появления ребёнка на свет – это, когда природа запускает его механизмы сенсорного восприятия. Малыш определяет запах матери – работает обоняние, чувствует тепло её тела – включается осязание, различает оттенки чёрного и белого цветов — значит, активируются зрительные центры. Первый месяц жизни ребёнка очень важен, ведь именно в этот период начинают полноценно функционировать все пять сенсорных систем человека — слух, зрение, обоняние, осязание и вкус.
В дальнейшем ребёнок активно использует механизмы сенсорного восприятия картины мира, активно используя память, воображение а также способность логически мыслить, все эти навыки требуют внимания со стороны взрослых и активной помощи в развитии. Именно эти формы познания помогают малышу в последующем процессе обучения.
Сенсорное развитие детей в дошкольном возрасте
Сенсорное развитие маленького ребёнка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания. Ведь именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информации.
Взрослый человек знает, что игрушечный мишка – это существо коричневого цвета с мягкой шерстью, двумя ушами и четырьмя лапами. Ребёнок этого не знает, и правильным образом донести до него нужную информацию о предметах, помочь проанализировать ему стремительно накапливающийся опыт — важнейшая задача находящихся рядом родственников и воспитателей.
Опираясь на нижеперечисленные параметры, ребёнок будет формировать личную систему сенсорного восприятия мира.
-
Формирование представлений о цветах: зелёный, синий, фиолетовый, чёрный и другие.
-
Различие и определение основных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник и другие.
-
Различает понятия относительных величин: большая, средняя, маленькая.
Этапы сенсорного познания в раннем возрасте. Навыки и умения
Что должен уметь ребёнок в полтора — два года?
В этом возрасте малыш, как правило, уже должен освоить следующие навыки сенсорного восприятия:
-
Ориентируется в цветовой палитре, различает 3–4 цвета, сортирует предметы одинакового цвета.
-
Собирает пирамидку по убыванию размера элементов. Минимальное количество элементов — 4–5. Желательно, чтобы элементы пирамидки резко контрастировали друг с другом в размере.
-
Анализировать конфигурацию геометрической фигуры, успешно соотносит её форму с проекцией на плоскости. Например, заполняет отверстия на доске соответствующими формами геометрических фигур.
-
Уверенно, не отрывая карандаш от бумаги, рисует вертикальные, горизонтальные, округлые линии. Может правильно прокомментировать то, что нарисовано (оценить длину и толщину линий, например).
В возрасте от двух до трёх лет умения ребёнка расширяются и дополняются. Теперь ребёнок должен оперировать следующими элементами сенсорного восприятия.
-
Различать не менее 6 цветов, помнить их названия, сортировать предметы по заданному образцу цвета.
-
Анализировать размеры при помощи минимум трёх определений (большой, средний, маленький).
-
Без затруднений собирать пирамидку. Минимальное количество элементов в этом возрасте 5–8 колец. Хороший эффект даёт обратный сбор пирамидки, не только от большего элемента к меньшему, но и наоборот.
-
Собирать целую картинку из разрезанных элементов. Оптимальное количество элементов в этом возрасте 4-6-8.
-
Оперировать представлениями о форме предметов. Различать понятия «куб», «шар», «кирпичик».
-
Сортировать одинаковые предметы по общим признакам: цвету, форме, размеру.
-
Полезные советы заботливым родителям
-
Картотека игр для развития сенсорных представлений и мелкой моторики