Суббота, 04.05.2024, 21:07
Приветствую Вас, Гость

Речевое развитие детей раннего возраста 

В 1 год у малютки в активном словаре было примерно 10 слов.Чаще всего помимо слов “папа” или “мама”, в словарном запасе ребенка находится несколько звукоподражательных слов, имеющих идентичное значение в разных мировых языках:  "тик-так", "ам-ам", "ко-ко" (яичко), "ля-ля" (кукла), "га-га" (уточка), "ав-ав" (собачка). Этот "запас" сохранился и расширился, а некоторые слова наполнились новым содержанием. Например, если в годовалом возрасте малыш называл кошку "кхи-кхи", теперь в его лексиконе это слово может означать все меховые и пушистые вещи: шапку, варежки, мамины волосы. Следовательно, в речевой практике крохи появились первые обобщения. Интенсивно развивается понимание речи взрослого. До того как малышу исполнится полтора годика, в его речи достаточно высказываний, которые включают одно слово, в разных ситуациях наделенного разным значением. Процесс перехода к широким репликам у детей раннего возраста до трех лет происходит постепенно.

Задачи развития речи детей в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев:
1. Развитие понимания речи взрослого. Учить понимать: 
- слова, обозначающие людей, 
- своё имя, имена близких людей, 
- слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова, рот, глаза, уши) и животных, 
- бытовые процессы (умывать, одеваться, есть, пить, спать, идти, гулять),
- игровые действия (покатай, сними, закрой…),
- наиболее часто употребляемые предметы обихода (одежда, мебель, посуда),
- названия животных и растений, находящихся в ближайшем окружении,слова, обозначающие признаки предметов (большой мяч, красный флажок…),
- слова и простые предложения, с которыми взрослый обращается к ребёнку, даёт поручения, учит понимать их и выполнять,
- простейшие фразы, с помощью которых взрослый раскрывает содержание сюжетов.
2. Формирование способности подражать звукосочетаниям и словам.
а) Побуждать детей, используя и создавая моменты сильной заинтересованности:
- к лепету и произнесению отдельных облегчённых слов (1г.-1г.3м.), 
- называть словами облегчёнными и произнесёнными правильно (би-би - машина) (1г.4м.-1г.6м.), предметы и действия.
б) Формировать умение:
- подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам,
- воспроизводить некоторые интонации удивления и радости, огорчения и неудовольствия…
в) Пополнять активный словарь словами, обозначающими близких людей, знакомые предметы и игрушки (чашка, кровать, мишка, кукла…).
г) Расширять речевое общение детей со взрослыми: побуждать их переходить от общения с помощью жестов и мимики к использованию речевых средств (слов и звукосочетаний).
д) Воспитывать умение прислушиваться к речи взрослого, отвечать на простейшие поручения.
е) Развивать как инициативную, так и ответную речь ребёнка.

К 1 году 6 месяцам. в активном словаре ребенка, примерно 30-40 слов, но понимает дитя в 10 раз больше. Малыш замирает, вглядываясь в лицо мамы или папы, когда они ему что-то говорят, читают, поют или рассказывают. Ребенок готов слушать взрослых! Побуждайте малыша к речевому общению. Создавайте "ситуации диалога" и речевого общения с взрослым всеми доступными для ребенка средствами (мимика, выразительная жестикуляция, пение). В 1 год и 6 месяцев развитие речи детей переходит на новый уровень, на котором малышу уже не так сложно обобщать предметы в активной речи. Дети такого раннего возраста начинают нуждаться в общении, а деятельность малышей приводит к формированию активной речи. Когда развитие детей позволяет им осознать, что каждый окружающий их предмет имеет свое название, в речевой активности происходит новый скачок. Не стоит ожидать от малышей старше одного года словесных ответов на вопросы, ведь они способны реагировать на слова только действиями и движениями.

Задачи развития речи детей в возрасте  с 1 года 6 месяцев до 2 лет:
1. Развитие активной речи.
а) Учить:
- произносить те слова, которые ребёнок понимает (названия предметов, действий с ними, их качества),
- пользоваться словами для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими (хочу, дай, пропусти …)
- правильно называть некоторые трудовые действия (подметать, мыть, гладить, чинить…),
- слова, которые обозначают окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом (девочка, мальчик, тётя, бабушка…)
б) Создавать ситуации, способствующие умению беседовать (диалогическая речь).
в) Учить составлять предложения из 3 и более слов.
2. Совершенствование понимания речи.
а) Расширять пассивный запас слов:
- обозначающих людей (девочка, мальчик, тётя, дядя, бабушка, дедушка),
- некоторых животных и растений, их части и свойства,
- действия людей и животных,
- назначение комнат жилого помещения и способы ориентировки в них.
б) Формировать понимание выражений, передаваемых с помощью предлогов и наречий (здесь, там, чашка стоит на столе, молоко в чашке,здесь кубики, а там колечки),
в) Обращать внимание на различные качества предметов, называть их размер, цвет.
г) Учить понимать и запоминать названия и признаки предметов, явлений, событий, происходящих на расстоянии (в саду, во дворе, на улице), а не только в непосредственном окружении.

Достигнув двухлетнего возраста, у малышей ускоряется накопление пассивного и активного словаря. Ребенок в два года медленно начинает овладевать наукой произношения звуков и грамматическим построением предложений. Эти навыки появляются у детей благодаря активизации практики разговора со взрослыми. К концу первого года развития простой звук “ам” становится более сложным “ням-ням”. Речь детей двух лет в основном состоит из звуков, дополненных мимикой и жестами. В первом полугодии второго года жизни ребенок начинает точнее понимать слова, сказанные взрослыми, овладевая новыми взаимоотношениями с окружающим миром людей. Дети в данном возрасте, слыша поручения взрослых, начинают реагировать на них действиями. В ходе такой игры малыш учится различать предметы и запоминать их значения.Если ребенок отказывается что-то делать или соглашается, он начинает реагировать в словесной форме, используя слова “нет” или “да”. К концу двух лет в словаре ребенка находится порядка двухсот-четырехсот слов. Не страшно, если некоторые слова выговариваются неточно или буквы путаются. Этот недостаток со временем исчезнет, когда малыш перейдет к активной самостоятельной деятельности. До трехлетнего периода в использовании детей появляются вопросы, а речь ребенка начинает применяться как способ общения со взрослым миром.

Задачи развития речи детей на третьем году жизни:
1. Формирование словаря.
а) Побуждать детей использовать слова для обозначения предметов, их действий и качеств. 
б) Обогащать словарь словами – названиями: людей, растений, животных, предметов питания, овощей, фруктов, одежды, мебели, домашних животных и их детёнышей, игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щётка, расчёска, носовой платок), спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус). 
в) Обогащать словарь названиями деталей предметов (рукава и воротник у рубашки; колёса и кузов у машины и т.д.).
г) Обогащать словарь глаголами, обозначающими: трудовые действия (пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать – закрывать, снимать – надевать, брать – класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться).
д) Обогащать словарь прилагательными, обозначающими: цвет, величину, вкус, температуру предметов и наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
е). Учить детей в играх соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек.
2. Развитие грамматического строя речи.
Содействовать освоению грамматического оформления высказываний:
а). изменению слов по числам, падежам, временам, лицам, видам, согласованию их в предложениях разной структуры (учить правильно употреблять: существительные и местоимения с глаголами; глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, видам; использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под); упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»)).
б) образованию уменьшительно-ласкательных наименований.
3. Воспитание звуковой культуры речи.
а) Упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных звуков (кроме свистящих, шипящих, сонорных),
б) Поддерживать самодеятельные игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий. Учить узнавать персонажи по звукоподражанию.
в) Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).
г) Способствовать развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
д) Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришёл?», Кто стучит?»)
4. Развитие связной речи.
а) Поддерживать стремление ребёнка:
- активно вступать в общение всеми доступными – неречевыми и речевыми – средствами, 
- откликаться на вопросы и предложения взрослого,
- инициативно высказываться, выражая свои желания, чувства, мысли.
б) Поощрять интерес к делам сверстников, желание делиться с ними впечатлениями, желание сопровождать речью игровые действия, отношения к происходящему.
в)Побуждать к внеситуативному общению на близкие ребёнку темы из личного опыта, из жизни животных, о городском транспорте и др. 
г) Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие дидактические рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на простейшие (Что? Кто? Что делает?) и более сложные вопросы (Во что одет? Что везёт? Кому? Какой? Где? Когда? Куда?).
д) Способствовать освоению диалогической формы речи.
е) Учить слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них.
ж) Помогать детям драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок (после 2,5 лет)

Полезные советы по развитию речи детей

Педагогические приёмы развития речи детей раннего возраста

Как научить ребёнка говорить?

Игры для формирования звуковой культуры речи детей 2-3 лет

Игры для развития фонематического слуха у детей раннего возраста

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет

С пальчиками играем - речь развиваем

Игры для развития речевого дыхания