Период развития ребенка от 1 до 3 лет классифицируется, как ранний возраст. И эти два года являются стадией активного физического развития малыша: значительное увеличение показателей веса и роста, совершенствование внутренних органов и их работы, укрепление мышечной системы, проявление бурной двигательной активности. Детям этого возраста непросто управлять своими движениями. Центр тяжести у них расположен выше, чем у взрослых. Большая часть веса приходится на верхнуюю половину тела. Поэтому они быстрее теряют равновесие, им сложно остановиться на бегу или поймать большой мяч и не упасть.
Способность совершать движения большой амплитуды: бегать, прыгать, бросать предметы развивается быстрее. Это — так называемая грубая моторика.
Обычно двухлетние малыши ходят широко расставляя ноги и раскачиваясь из стороны в сторону. И предпочитают задействовать обе ноги даже тогда, когда было бы достаточно одной. Протяните печенье ребенку — скорее всего он потянется к нему двумя руками.
А трехлетки же ставят ноги при беге и ходьбе ближе друг к другу. Бегают, останавливаются и разворачиваются на ходу с большей легкостью. Хотя голеностопы и кисти рук у них пока не такие гибкие, какими будут через год или два. Начинают предпочитать правую или левую руку, и скорее всего потянутся за лакомством одной рукой. И самое главное — для того, чтобы совершить движение — им уже не надо его взглядом контролировать. Это проглядывают элементы автоматизма, то есть способности совершать действия без осознанного контроля. (Мы-то, взрослые уже полностью на автоматизме действуем: водим машину, делаем рутинную работу, ходим по улицам и так далее. Правда, иногда сознание пробуждается и тогда мы мучительно вспоминаем, выключили ли газ, утюг, закрыли квартиру, или вообще — куда сейчас идем и зачем).
Период от двух до трех лет — пик двигательной активности в жизни человека. Постепенно она снижается, и, обычно, у девочек быстрее, чем у мальчиков. Поэтому в школе девчонкам легче усидеть на месте. Хотя бывают и исключения из правил, конечно.
Развитие мелкой моторики, то есть способности совершать точные движения мелкой амплитуды кистями рук и пальцами (пользоваться вилкой и ложкой, управляться с карандашом и т.д.) – происходит медленнее.
Но именно способность совершать эти точные движения позволяет ребенку становится более самостоятельным: расстегивать и застегивать большие пуговицы или молнии, снимать и одевать простую одежду, правильно пользоваться ложкой за столом. А вот со шнурками им пока не справится. Иногда и шестилеткам в решении этой задачи нужна помощь взрослых.
Особенности развития движений у детей грудного, раннего и дошкольного возраста
Возраст |
Двигательные возможности ребенка |
З мес |
Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок; меняет положение своего тела, но движения импульсивные, беспорядочные, неосознанные |
6 мес |
Самостоятельно садится. Свободно переворачивается с живота на спину. Пытается ползать на четвереньках. Играет с игрушками, перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими |
1 год |
Самостоятельно ходит. Приседает и выпрямляется без опоры; наклонившись, может поднять предмет |
2 года |
Ползает, подлезает и перелезает через различные предметы, играет с мячом (бросает, катает) |
3-4 года |
Бегает, прыгает на двух и даже на одной ноге, лазает по гимнастической стенке, ловит и бросает мяч, ездит на трехколесном велосипеде, передвигается на лыжах. Способен последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд |
Многие родители считают, что физическое развитие детей - удел исключительно специалистов, однако это не так. Родителям заниматься физическим развитием ребёнка можно и даже необходимо. Ознакомившись с представленными ниже материалами, вы поймёте, что это не только не сложно, но и очень увлекательно!
Стихотворения и потешки для подвижных игр
Подвижные игры для детей раннего возраста (В эти игры наши воспитатели ежедневно играют вместе с детьми. Дома вы можете поиграть всей семьёй в понравившуюся игру)