Суббота, 04.05.2024, 09:54
Приветствую Вас, Гость

Создание оптимальной развивающей среды

для речевого развития дошкольников.

 

Речевое развитие детей остаётся одной из важнейших задач воспитания детей в дошкольном учреждении. Грамотная, чёткая, выразительная речь дошкольника   помогает общению со взрослыми, установлению контакта со сверстниками. Ребёнок, умеющий ясно формулировать свои мысли, легче проходит адаптацию в школе, испытывает меньше трудностей в обучении.

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» отдельной образовательной областью познавательно-речевого направления является «Коммуникация». Решение психолого-педагогических задач этой области осуществляется комплексно, т.е. во всех образовательных областях, и  решаются через организацию различных видов деятельности в течение дня. Дети учатся понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы в процессе бесед, ситуативных разговоров; учатся взаимодействовать друг с другом, строить диалог в процессе игровой деятельности, совместной трудовой деятельности, выполнения коллективных творческих работ; развивают интонационную выразительность в процессе драматизации сказок, музыкальных театрализованных постановок, учатся речевому взаимодействию в процессе подвижных игр.

Основным условием  успешного овладения  речевыми умениями является наличие системы в работе по развитию речи, основными разделами которой являются:

·        работа по звуковой культуре речи (развитие фонематического восприятия, слуховой памяти, речевого дыхания;  подготовка органов речевого аппарата к произнесение звуков, формирование правильного звукопроизношения);

·        развитие мелкой моторики;

·        обогащение словарного запаса (активного и пассивного);

·        формирование грамматического строя речи;

·        развитие связной речи (монологической и диалогической);

·        подготовка руки к письму;

·        обучение чтению;

·        развитие интонационной выразительности, плавности речи.

 

Для успешного решения задач речевого развития необходима планомерная постоянная работа,  которая ведётся по всем разделам одновременно и во всех видах деятельности детей. Для этого необходима организация оптимальной развивающей среды в группах детского сада.

В нашем детском саду игры, игрушки и пособия, способствующие речевому развитию детей, расположены как в специальных речевых уголках, так и в других зонах группового помещения.

Для развития слухового внимания созданы уголки с различными музыкальными инструментами, в тоя числе и самодельными ( «киндеры» с различными наполнителями - крупами, песком, бусинами, музыкальные инструменты из ключей, пробок, пуговиц и т.п.)  С их помощью проводятся различные игры: «Угадай, что звенит», «Узнай инструмент», «Оркестр», озвучивание сказок в процессе совместного рассказывания.

В каждой группе ежедневно проводится артикуляционная гимнастика. Для этой цели созданы картотеки с гимнастиками на каждый звук. Картотека представляет собой карточки с иллюстрацией правильного положения губ и языка на одной стороне и описанием упражнения на другой.   Глядя на карточку  дети легко вспоминают упражнение, правильный уклад органов артикуляции и могут пользоваться ими в самостоятельной деятельности. Карточки со скороговорками (иллюстрациями и текстом) также помогают в работе над чистотой произношения  и чёткостью речи. Нередко артикуляционная гимнастика проводится с помощью мнемотаблиц (по методике Т.В. Большевой)

Развивать речевое дыхание помогают игры «Забей мяч в ворота», «Сдуй листочек», «Снежинки», «Остуди кашу», «Кто спрятался в окошке», «Бабочки» и др. Игры расположены в речевом уголке, в доступном для детей месте. Интересно проходят игры-соревнования: «Кто забьёт больше мячей», «Чей самолётик дальше улетит», «Чья снежинка дольше не упадёт».

Работа по развитию фонематического слуха, воспитанием высоты и тембра голоса проводится совместно с воспитателем и детьми. Для этого используются разнообразные игры: «Поймай звук», «Что звенит», «Угадай, кто кричит», «Узнай по голосу», «Расскажи стихотворение громко/тихо» и т.д.

Формированию правильного звукопроизношения способствуют речевые игры (проводятся воспитателем вместе с детьми), а также картотеки предметных картинок на каждый звук. Для формирования грамматического строя речи  используются игры «Один-много» (образование множественного числа существительных), «Посчитай» (согласование существительных с числительными), «Чей? Чья? Чьё?», «Чей хвост?» (согласование прилагательных с существительными), «Скажи, какая?» (согласование прилагательных с существительным), «Где спрятались коты?», «Найди мышонка» (употребление предлогов). В речевых уголках старшей и подготовительной групп представлены   графические схемы для моделирования предложения, игры  для определения места звука в словах, количества слогов («Лесенка звуков», «Звуковая дорожка»). Дидактическая игра «Найди пару» способствует развитию умения выделять звук в слове, находить слово, отличающееся только одним звуком. Овладеть умением проводить звуковой анализ помогают игры «Составь схему», «Найди звук», «Звонкий - глухой» и т.д.

Одной из важных задач речевого развития детей является обогащение словарного запаса. Кроме традиционных тематических альбомов  и папок, в группах имеются дидактические игры. Например, игра «Назови правильно» позволяет помочь детям уяснить разницу  между близкими по значению словами (шить- вязать- вышивать, варить -печь-жарить и т.д.), игры «Большой - маленький», «Назови ласково» способствуют развитию умения образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, игра «Что из чего сделано» развивает умение называть материал предмета, «Чей хвост» - образовывать притяжательные прилагательные, «Далеко- близко», «Противоположности» - называть антонимы. В игре «Данетка» дети учатся  задавать вопросы, анализировать и называть признаки предметов.

Процесс формирования связной речи детей неразрывно связан с обогащением словаря,  формированием грамматического строя речи, а также воспитанием звуковой культуры речи. Главными задачами являются формирование диалогической и монологической речи.

Диалогом дети овладевают в процессе повседневного общения, ответов на вопросы, бесед, ролевых играх, совместном труде. Речевое взаимодействие происходит постоянно в течение дня. К старшему дошкольному возрасту детям необходимо овладеть умениями слушать и слышать собеседника,  правильно выполнить инструкции говорящего, вести диалог в соответствии с культурными нормами, не перебивать собеседника во время разговора, правильно оформлять свои мысли, чтобы быть понятым окружающими, задавать вопросы и отвечать на них. У детей необходимо сформировать интерес к общению, умение самостоятельно выбирать тему для общения, поддерживать тему разговора,  строить диалог (спрашивать, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения, доказывать, дополнять собеседника, поправлять его в случае несогласия), заканчивать общение, пользоваться формами вежливого общения.

Монологическая речь более сложная по своей природе, так как выражает мысль одного человека. Для монолога характерно предварительное обдумывание высказывания, внутренняя подготовка. Чтобы мысль была понятна собеседнику, необходимо чётко и грамотно её излагать.  Выпускники дошкольных образовательных учреждений должны уметь составлять сюжетные и описательные рассказы, составлять творческие рассказы и рассказы на заданную тему, пересказывать литературное произведение. Чтобы научиться составлять рассказ, детям необходимо читать литературные произведения, а в самостоятельной деятельности предлагать просмотр книжных иллюстраций. Многократно прочитанное произведение дети могут самостоятельно пересказать по иллюстрациям. Кроме того, по ходу чтения можно вместе с детьми составлять мнемотаблицы, либо пользоваться готовыми. Важно научит детей последовательно строить рассказ, не упуская главного. Лучше всего дети пересказывают русские народные сказки, короткие рассказы В. Бианки, М. Пришвина, Л. Толстого, В. Сухомлинского, К. Ушинского.  

Одной из задач развития связной речи является составление рассказов по картине и серии сюжетных картин. С этой целью в методическом кабинете детского сада и в группах имеются картины (пейзажи, натюрморты, портреты, сюжетные картины и т.п.) Работе по описанию картины предшествует её рассматривание. Дети часто начинают рассказ с описания мелких деталей, не замечая основного. Необходима также и словарная работа по картине. Важно помочь составить начало рассказа, а также грамотно его закончить. Детей следует  научить использовать в речи образные выражения, сравнения, определения. Важно, чтобы предлагаемые картины были большого размера, художественно правильно оформлены, эстетичными.

Большая роль в речевом развитии детей отводится театрализованной деятельности. Театральные игры развивают активную речь за счёт обогащения словарного запаса, совершенствования речевого аппарата, развития грамматического строя, развития диалогической речи. В процессе игры дети учатся слышать собеседника, следить за логикой говорящего,  отвечать на вопросы, изменять интонацию голоса в зависимости от выбранной роли, пользоваться жестами и мимикой. Благодаря игре-драматизации  у детей формируется умение вести диалог от лица персонажа. При целенаправленной системной работе происходит постепенный переход от наблюдения театральных постановок до самостоятельной постановки спектаклей с выбором необходимых костюмов, атрибутов, создания места для показа, от игры-имитации  с передачей основных движений и эмоций персонажа к созданию полноценного образа. Для этого в каждой группе детского сада созданы театральные уголки. Основными условиями создания такого уголка является:

·        доступность расположения всех материалов для детей;

·        разнообразие видов театров;

·        эстетичность оформления разных видов театра;

·        безопасность.

Рядом с театральной зоной желательно расположение книжного уголка, потому что часто желание к игре-драматизации вызвано впечатлениями от просмотра иллюстраций или чтения книг. Также благоприятно близкое расположение уголка творчества. Здесь дети могут не только передать впечатления от игры в изобразительной деятельности, но и подготовить необходимые атрибуты к игре, а также создать свой театр из разных материалов.

Виды театров.

В группах раннего возраста преобладает пальчиковый театр (вязаный, резиновый, деревянный, тканевый). Пальчиковые игры способствуют развитию умения управлять пальчиками, соотносить речь и движения. «Семья» пальчиков на перчатке помогает воспитателю в проведении пальчиковой гимнастике. Резиновые куклы-герои сказок, удобные для игры малышей,  способствуют развитию игровой деятельности, помогают активизировать речи во время игры. Воспитатель может попросить ребёнка озвучить персонажа (собачку - «гав-гав», кошку – «мяу-мяу» и т.д.)

Во второй младшей группе во всём многообразии представлены разные виды настольного театра (конусный, театр на стаканах, настольный театр киндеров, вязаные игрушки, деревянный настольный театр, фигурки для обыгрывания), театры на руке (пальчиковый, перчаточный, театр би-ба-бо). В этом возрасте дети учатся озвучивать персонажей знакомых сказок, овладевают техникой управления куклами настольного театра. Игры с пальчиковым театром способствуют развитию координации движений пальцев, совмещение движений и речи. Воспитатели побуждают детей к организации игрового места (простых декораций, выбору атрибутов для театра). Часто воспитатели становятся партнёрами игры, разыгрывают с ребёнком диалог героев из знакомой сказки. При этом  акцентируется внимание на интонационной выразительности  речи (тембре голоса, интонации).

Дети средней группы в играх-драматизациях активно используют ширму, поэтому в их театральных уголках появляются различные верховые куклы (би-ба-бо, куклы трафаретного театра), театр на ложках, марионетки. Дети также активно играют с другими видами театров – пальчиковым, настольным, театром на фланелеграфе, теневым. Их привлекают персонажи, сделанные из разных материалов – вязаные, прищепочные куклы, куклы из мочалок, природного материала, куклы из бумаги в технике оригами.

В группах старшего дошкольного возраста дети действуют практически со всеми видами театров, учатся основам кукловождения. Дети активно используют в действии перчаточных кукол, кукол из носков, ростовые куклы и другие виды «живых кукол». Детям знакомы сюжеты многих народных сказок, произведений русской и зарубежной литературы. В драматизации дети активно используют костюмы, готовят атрибуты для игр, выбирают место для сцены. В процессе театрализованных игр дети овладевают различными диалогическими умениями, умением использовать жесты, мимику, интонацию, регулировать тембр голоса.

Во всех возрастных группах детского сада созданы уголки ряжения с костюмами для маликов и девочек (накидки, плащи, юбки, шляпы, жилетки). А также различные маски (животных и других героев сказок). Их дети могут использовать как в драматизации, так и в сюжетной игре.

 

Создание оптимальной развивающей  среды – залог успешного речевого развития детей. При этом не стоит забывать, что огромную роль играет  общение со взрослым. Какую речь ребёнок слышит, так он и будет говорить.

Больше общайтесь с детьми, читайте стихи, играйте в театр, и результат не заставит себя долго ждать.

 

Желаю успехов!

 

 

Заместитель заведующей по воспитательно-методической работе  - Мария Викторовна Щекатурова