Суббота, 04.05.2024, 10:51
Приветствую Вас, Гость

 

Методическое объединение по проблеме

«Формирование культуры здоровья детей и их физическое развитие»

Тема: «Развитие координационных способностей с использованием  музыкально-ритмических движений»

Из опыты работы Черезовой Татьяны Витальевны - воспитателя МДОУ № 99

           Дошкольный возраст характеризуется активным развитием координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребенка и соответствующим развитием систем и функций его организма. Наиболее активно формируются двигательные координационные навыки в возрасте 4-7 лет. Этот возраст является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, поэтому именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно.   

          Как известно, эта работа  сложна по своему составу, как для детей, так и для  воспитателей, так как требует особой сосредоточенности, концентрированности и внимательности. И зачастую дети выполняют их без особого интереса и желания, потому что движения влекут за собой большую затрату сил, труда и воли. Поэтому для того, чтобы повысить уровень координационных способностей у детей, следует эту работу проводить в более занимательной и интересной для малышей форме, например,  разучивать движения на координацию в комплексах ритмической гимнастики.

         Ритмическая гимнастика – это особая форма двигательной деятельности, которая не только благотворно влияет на развитие всех систем организма, но и формирует желание заниматься физкультурой в целом. А усилия, которые затрачиваются на занятиях, компенсируются веселой, заводной и ритмичной музыкой. Дети занимаются с большим удовольствием и усердием, и различные движения выполняют более качественно.

          Координация — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимно упорядочение.

          Координация — умение согласо­вывать движения различных частей тела.  

Основная форма тренировки координационных возможностей ребенка – это двигательная деятельность, выполняемая с различной скоростью и включающая разнообразные движения. Но очень важно, чтобы такие движения были не хаотичными. Упражнения, направленные на развитие у детей координации, должны быть правильно организованы, иметь определенный уровень нагрузки, а также ограничения во времени.

Упражнения для развития координации движений с  детьми нужно выполнять в игровой форме, использовать различные приспособления – мячи, шары, кегли, скакалки, резинки, обручи и т.д. Желательно, чтобы инвентарь имел разные цвета и текстуру (пластик, дерево, металл и др.).

Такие игровые упражнения длятся не более 5-7 минут и нередко носят соревновательный характер. Дети должны четко понимать правила любой игры, и не бежать сломя голову, а точно следить за правильностью выполнения всех условий.    

          Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину  основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.

          И еще одно правило: если Вы видите, что дети устали, лучше прекратить игру, так как никакой координации в их движениях уже не будет, а значит, никакого развивающего эффекта не получится. Положение рук во время выполнения упражнений на развитие координации может быть разное - в стороны, за спину, за голову, на поясе. Однако длительное и определенное положение затрудняют упражнение и очень утомляют ребенка. Рекомендуется чаще менять положение рук.

         Координация движений невозможна без пространственной  и временной ориентировки, равновесия, ловкости.

В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами воспитателя.

        Развитие ловкости непосредственно связано с совершенствованием координационных способностей, пространственных и временных ориентировок, так как ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро, неожиданно.

 

Развитие равновесия, которое  определяется положением центра тяжести тела над площадью опоры. Чем меньше площадь опоры, чем выше центр тяжести от площади опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от силы инерции предшествующего движения, в особенности, если далее следует статическая поза. Например, после нескольких вращений трудно сохранить равновесие, еще труднее после этого остановиться в неподвижной позе.

 Временными  ориентировками дети овладевают с большим трудом. Большинство общеразвивающих упражнений активно влияют  на развитие временных  ориентировок, так как они проводятся в определенном темпе и ритме.

            Развитие координационных движений нужно осуществлять  с раннего возраста. Поэтому работу по развитию координационных способностей нужно проводить, начиная с младших групп. Но так как совершенствование координации у маленьких детей - процесс сложный и трудный, отмечено, что наиболее благоприятный период для развития координационных способностей это старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет).

Развитие координации  у детей 2-3 лет

          Самым маленьким дошкольникам 2-3летнего возраста трудно сохранять равновесие из-за ограниченного двигательного опыта. Однако эта способность необходима им, чтобы научиться правильно, выполнять более сложные основные движения. Упражнения на координацию занимают значительное место в подвижных играх на свежем воздухе.

           Ребенку предлагают сначала простые, посильные для него упражнения: ходьба, перешагивание через предметы, наклоны, приседания. Затем изучают более сложные упражнения. Некоторым детям нужна помощь взрослого, который поддерживал бы за руку, помогал подняться и сойти с бревна (лавки), давал бы рекомендации во время выполнения упражнения и ободрял его.

Развитие координации  у детей 3 - 4 лет

Дошкольнику 3-4летнего возраста сначала предлагают сходить со скамейки (бревна), попеременно опуская ноги на пол. Прыгать с конца скамьи на коврик разрешается после того, как ребенок научатся мягко приземляться, сгибая ноги в коленях. В этом возрасте ребенок уже может учиться самостоятельно, лазить по шведской стенке, лесенке-елочке, веревочной лестнице. Отличный результат дают упражнения на кольцах, ходьба по специальным дорожкам с препятствиями.

             Важно постоянно поддерживать заинтересованность ребенка к выполнению данных упражнений. Желательно проводить занятия живо, эмоционально, применяя игровые задания. Например, пройти через мостик (доска, скамья), который перекинут через реку, и не замочить ног. Пройти или пробежать по дорожке (две веревки, положенные на расстоянии 25см друг от друга) и не упасть в болото.

Развитие координации  у детей 5 лет

Дошкольник 5-6  летнего возраста продолжает совершенствовать ранее изученные им упражнения. В этом возрасте ребенку можно предлагать ходьбу по гимнастической скамейке (бревну, бордюру) приставным и переменным шагом с движениями рук (всплеск в ладони перед грудью, над головой) ходьба с мячом в руках. При выполнении этих заданий  воспитатель должен обращать внимание на правильную осанку ребенка, уверенность выполнения движений, его умение ориентироваться в пространстве. Эти упражнения полезно выполнять с «утяжелителем» (вес 500-700гр) на голове. Ребенок приучается держать голову ровно, при этом сохранять правильную осанку. При выполнении более сложных упражнений на развитие координации  (ходьба по бревну, наклонной доске) необходимо снижать темп.

Новые упражнения целесообразно изучать сначала в облегченных условиях. Например, ходьба с подбрасыванием мяча вверх и ловля его сначала выполняется на доске, которая лежит на полу, а затем, на скамейке (бревне).

Развитие координации  у детей 6-7 лет

Дошкольник 6-7летнего возраста  получает навыки четкой координации движений во время выполнения разнообразных двигательных действий в статических и динамических положениях. ВОСПИТАТЕЛЬ  повышает требования к четкости движений, связанных с сохранением устойчивости положения тела во время приседания, приземления после прыжков, быстрых поворотов.

Большинство упражнений  для детей этого возраста состоит из комбинации статических положений тела и динамичных движений, которые выполняются на скамейке или бревне. Например, во время ходьбы по скамейке (высота 30см) присесть и повернуться кругом; ходьба по бревну (скамейке, бордюру) навстречу друг  другу.

В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой.

        Ритмическая гимнастика – это разновидность гимнастики, такой системы упражнений, которая дает занимающимся бодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной системы. Отличительные признаки ритмической гимнастики заключаются в танцевальной манере выполнения упражнения.

         В ритмическую гимнастику входит неограниченный выбор движений, воздействующий на все части тела, на развитие всех физических качеств, таких как: ловкость, гибкость, выносливость, пластичность.

 

Содержание ритмической гимнастики составляют общеразвивающие упражнения, поэтому допустимо ее проведение с детьми дошкольного возраста. Сам комплекс ритмической гимнастики состоит из набора общеразвивающих упражнений на самые разные группы мышц. И практически каждое движение можно рассматривать как движение на развитие координации.

Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм. Однако при любом отношении используемых средств гимнастика является основной и доминирующей частью занятия. Лишь при таком условии обеспечивается многоплановый эффект оздоровительного и развивающего воздействия занятия. Большое разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствует совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей.

             Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот что должно быть характерно при выполнении детьми музыкально-ритмических движений.

Однако следует помнить о возрастных особенностях детей, двигательном режиме, быстрой утомляемости от выполнения одних и тех же упражнений.

Все движения ритмической гимнастики условно можно классифицировать таким образом:

· упражнения для рук и плечевого пояса

· упражнения для мышц шеи и туловища

· упражнения для ног и мышц всего тела

 Мы воспользовались  оздоровительно-развивающей программой  «Са-фи-Дансе»   по танцевально-игровой гимнастике для детей. (Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина).

Основной формой музыкально-ритмического воспитания является занятие (непосредственно образовательная деятельность), которое  мы проводим  в музыкальном зале с наличием инвентаря (платочки, флажки, мячи разного размера, султанчики, маски и т.д.), в игровой форме. На танцевальных занятиях подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей. Продолжительность занятий обусловлена возрастом занимающихся (4-5 лет - 20 минут, 5-6 лет - 25минут,6-7лет-30минут).

Планируя НОД, мы обязательно продумываем различные виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, используем формы, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для занятий. Комплексы ритмических гимнастик придумываем сами или изменяем готовые, комплексы соответствуют возрасту и возможностям  детей.  

 Чем активнее и разнообразнее музыкальная деятельность детей, тем эффективнее происходящий процесс физического и музыкального  воспитания, и, следовательно, успешнее достигается его цель.

В работе с детьми мы используем самую разнообразную доступную восприятию ребенка музыку. Используется детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения. Для ритмической гимнастики мы используем ритмичную музыку. Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но основной темп - умеренный.

На занятии  мы используем:

1.Основные виды движений:

а)               Ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба гусиным шагом и т.д. в разных направлениях.

б)                 Бег - легкий, ритмичный, передающий различный образ: («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку») и т.д.

в)               Прыжковые движения - на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп - «лошадки», легкие подскоки, боковой галоп и др.

2.     Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц. Упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.

3.  Плясовые движения. - Элементы народных плясок, доступных по координации. Например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой «выбрасывание» ног, полуприседание для девочек, и полуприсядка для мальчиков, шаг польки, приставной шаг, подскоки и др.,  музыкальные игры.

С учетом этого в содержание занятий ритмической гимнастикой для дошкольников мы  включаем знакомые им упражнения: бег, прыжки, различные виды ходьбы; ритмические движения в сочетании с полуприседаниями, приставными шагами, выразительными движениями рук. Небольшие волнообразные движения туловищем дополняют упражнения, превращая их в своеобразный спортивный танец.

Общеразвивающие упражнения в ритмической гимнастике выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя на полу, лежа на животе, спине, боку, в различных упорах.

Эффективная работа по развитию координационных способностей невозможна без наличия системы. Для достижения большего эффекта мы используем ритмические упражнения в течение дня в разных видах деятельности: 

1. в НОД по физической культуре: 

2.   в утренней  гимнастике, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;

3. в совместной деятельности с детьми.

4. в показательных выступлениях детей на спортивных праздниках;   

5. в кружковой работе на «Са-фи-дансе».

Каждый комплекс ритмической гимнастики мы  используем в течение 3-4 недель. Упражнения на координацию движений дети учат на физкультурных занятиях, во время прогулок,  отдельные элементы — на музыкальных занятиях поэтому смысл и принцип выполнения дети усваивают, а вот качество выполнения отрабатывается во время занятий ритмической гимнастикой «Са-фи-дансе». А сформированные умения и навыки сохраняются и используются детьми в самостоятельной деятельности в повседневной жизни.

Обучение идет по принципу от простого к сложному, поэтому выполнение координационных движений детьми препятствий не встречает. Выучив простое движение, добавляются различные элементы с подключением рук, плеч, головы. Именно это способствует развитию способности контролировать движения своего тела. Упражнения по своей структуре необычны, поэтому детям нравится выполнять их с музыкальным сопровождением. Под воздействием музыки движения становятся более четкими, ритмичными, координированными.

 Музыкально–ритмические движения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве, укрепляет основные виды движений, способствует освоению элементов плясок и танцев.

Для развития  координации в упражнениях для рук и ног мы  учитываем  нарастание сложности. Кроме того, даем  упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, ноги или туловище, а затем постепенно вводим  упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища. Вначале дается сочетание из двух звеньев (например, поднять руки и подняться на носки), затем из трех и более звеньев (например, из исходного положения стоя, руки вверх наклонить туловище, отводя руки в стороны и выставляя ногу вперед) и, наконец, полезны такие упражнения, в которых происходит смена направления движений частей тела (например, правая рука в сторону - вверх, в сторону - вниз; тоже выполняет левая рука. Или: правая – в сторону, левая – в сторону; правая – вверх, левая – вверх и т.п.).

Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть: одноименными - движения совпадают по направлению (например, направо отводится правая рука и нога); разноименными - выполняются в разных направлениях (например, во время поскоков поднимаются правая рука и левая нога и наоборот).

Движения, выполняемые руками или ногами, могут быть однонаправленными (например, обе руки подняты вверх), разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону).

Движения ног и рук относительно времени могут быть: одновременными (например, лежа на спине, поднимать и опускать обе ноги); поочередными (например, стоя, руки на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая); последовательными - движения рук или ног следуют одно за другим с отставанием на половину амплитуды (например, стоя, вращательные движения прямых рук: в то время как правая находится наверху, левая - внизу, они как бы догоняют друг друга).

Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудны дошкольникам поочередные движения.

Самые сложные, доступные лишь детям старшего дошкольного возраста разноименные и разнонаправленные движения.

Необходимыми условиями для развития координации являются: постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа.   Упражнения на координацию полезны лишь до наступления автоматизации. Поэтому необходимо их разнообразить и усложнять. При этом будет совершенствоваться суставно-мышечная чувствительность, способствующая формированию такой двигательной дифференцировки.

 Считают благоприятным временем развития координационных способностей возраст от 5 до 6 лет.

      На шестом году жизни ребёнок физически крепнет, становиться более подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений при ходьбе, беге, прыжках. (Дети учат простые движения в младшей, средней группе, это как бы  подготовительный этап) Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память.

         Дети 5-6 лет способны осмыслить указания педагога и, опираясь на имеющийся опыт, без показа выполнить некоторые музыкально-ритмические задания(без зрительного показа).  К концу года, 6 лет имеют большой запас основных танцевально-ритмических движений. Всё это создаёт  благоприятную почву для последующей работы педагога.

Ритмические упражнения,  помогают ребёнку научиться владеть своим телом,  координировать движения.

Главными задачами физического воспитания детей является укрепление организма, развитие и совершенствование движений. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений. Для дошкольного возраста упражнения, выполненные с музыкальным сопровождением, являются основными, базовыми при овладевании двигательной культурой, так как они способствуют формированию

правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и музыкальности, координации движений.

         Для детей более предпочтительными сочетаниями являются симметричные движения рук и однонаправленные движения рук и ног. Эти координационные   соотношения выполняются детьми без специального обучения. Обучение детей произвольному выполнению координированных действий повышает возможность регулировать и соразмерять собственные действия, совершенствует произвольное напряжение и расслабление мышц, учит ребенка регyлировать и соразмерять свои движения, выполнять их с наибольшей экономией сил, является средством познания возможностей своего двигательного аппарата.

         Чтобы выявить эффективность ритмических движений для развития координации, мы сравнили результаты диагностики физических качеств детей двух групп: группы № 3 (сейчас подготовительной) и группы № 6 (сейчас старшей). В группе № 6 начиная со второй младшей  в деятельность детей регулярно включались музыкально-ритмические движения, в группе № 3 такой системы не было.   Сравнивались результаты обследования конца второй младшей и конца средней группы. Мы выявили, что показатели ловкости (проба – челночный бег) и равновесия (проба – поза Ромберга) лучше у детей группы № 6.

Сравнительный анализ средних результатов

Группа

Челночный бег (ловкость)

Поза Ромберга (равновесие)

 

2 мл.

средняя

2 мл.

средняя

 

м

д

м

д

м

д

м

д

№ 3

16,4

15,7

12,9

13,8

4,4

7,8

11,1

11,3

№ 6

16,2

15,3

12,6

13,4

4,9

7,6

13,3

14,5

 

Результаты доказывают эффективность и целесообразность  музыкально-ритмической деятельности для развития координации у детей. Использование комплексов ритмической гимнастики могут находить широкое применение в детских дошкольных учреждениях. В процессе занятий повышается уровень координационных способностей детей, обеспечиваются лучшие условия для формирования умений управлять своими движениями, то есть действовать целенаправленно, продуктивно, экономично.

     В результате всей  работы:

  • подготовка детей к занятиям,
  • поэтапное разучивание движений,
  • чёткий показ воспитателя с согласованными комментариями,
  • учёт принципов систематичности и последовательности,

дети стали лучше ориентироваться в окружающем пространстве, повысилась естественная активность, движения стали более точными, динамичными. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза имеет не только теоретическое, но и практическое подтверждение.

Список используемых источников:

1. Бекина С. И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). - М.: Просвещение, 1984г.

2. Бекина С. И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). – М.: Просвещение, 1984г.

3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. - М., 1968г.

4. Дети и здоровье. - (Материалы научно-практической конференциипо проблемам физического воспитания) Омск, ОГИФК, 1993г.

5. Журналы //Дошкольное воспитание//, 1993г. № 2,3,9; 1996г. №11

6. Иваницкий А. В., Матов В. В., Иванова О. А., Шарабарова И. Н. Ритмическая гимнастика на ТВ. - М.: Советский спорт, 1989г.

7. Иова Е. П., А. Я. Иоффе, О. Д. Головчинер. - Утреняя гимнастика под музыку. - М.: Просвещение, 1977г.

8. Иова Е. П., А. Я. Иоффе, О. Д. Головчинер Утреняя гимнастика под музыку. - М.: Просвещение, 1984г.

9. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М.: Просвещение, 2000г.

10. Кряж В. Н., Ветошкина Э. В., Боровская Н. А. Гимнастика. Ритм. Пластика. - Мн.: Полымя, 1987г.

11. Лескова Г. П., Буцинская П. П., Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1981г.

12. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1978г.

13. Раевская Е. П., Руднева С. Д. и др. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. - М.: Просвщение, 1991г.

14. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. - М.: Просвещение, 1989г.

15. Теория и практика физической культуры (Научно-теоретический журнал) №11, 1990г.

16. Физическая подготовленность дошкольников. Сборник научных трудов. М.: - 1988г.

17. Б. Эрбах, У. Польстер Гимнастика круглый год. - Мн.: Полымя, 1984г.

Приложение 1.

Комплекс ритмической гимнастики №1 для старшей группы

Построение в шеренгу. Маршем дети идут по кругу, перестраиваясь затем через центр по 4 человека в 4 колонны.

1. “Наклоны головы в сторону”

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклонить голову вправо, 2 - И.п., 3 –наклонить голову влево, 4 - И.п.

2.“Наклонны головы вперед и назад”

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклонить голову вперёд, 2 – И.п., 3 – наклонить головуназад, 4 – И.п.

3.”Поднимание плеч”

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - поднять плечё, 2 – опустить, 3-4 – повторить. Упражнение выполняется с правого плеча, затем с левого.

4. “Плечи вперед и назад”.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 – поднять оба плеча, перевести их вперед, 3-4 – И.п., 5-6 – поднять плечи, перевести их назад, 7-8 – И.п.

5.”Поднимание стопы на носок”

И.п.: ноги вместе, руки на поясе. 1 – поднять правую ногу на насок, согнув её в колене, при этом делая плавные движения руками перед собой , 2 – тоже с левой ноги, 3-4 – повторить.Тоже на обеих ногах.

6.“Хлопни”

И.п.: ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 –развести рукив стороны, 2 – поднятся на насочки, хлопнуть над головой прямыми руками, 3 – И.п., 4 – согнуть ноги в коленях, хлопнуть внизу перед собой.

7.“Повернись”.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 – повернуться вправо, присесть, сделать хлопок, 2 – И.п., 3 – то же в левую сторону, 4 – И.п.