Суббота, 04.05.2024, 14:01
Приветствую Вас, Гость

 

Кружок «Самоделкин» (титульный лист к программе)

Руководитель: Гончаренко Наталья Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои поделки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других, овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов, начинают решать конструктивные задачи «на глаз», развивают образное мышление, учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Конструирование  - универсальный вид деятельности,  позволяющий посредством различных материалов (строительных наборов  и конструкторов, природного материала,  бумаги и т.д.) развивать мелкую моторику, мышление, интеллектуальную и творческую активность.

Металлический конструктор представляет собой инструмент для развития координации движения, образного мышления, творческого воображения и фантазии. Конструирование поможет закрепить у ребенка понятие о величине, форме и размере предмета.

        Обучение складыванию бумажных фигурок в практике детского сада применяется давно. Раньше подобного рода занятия назывались конструированием из бумаги. Сейчас в практику входит истинное название техники изготовления фигурок путем выполнения определенных действий с бумагой — оригами.

При знакомстве с техникой оригами, чтобы объяснение было более доходчивым, приводятся ассоциации: сказочные отступления, сходство получаемой фигуры с реальными предметами. Так, например, многие базовые формы носят на звания предметов, на которые они похожи: «Дверь», «Дом», «Катамаран», «Воздушный змей». К тому же при складывании ребенку часто приходится самостоятельно искать ответ на вопросы: Зачем? Почему?  Как? Что будет, если?.. т.е. мыслить.

В развитии творческих задатков можно выделить несколько направлений. Прежде всего, это развитие конструктивных  способностей. Ведь из занятия в занятие дети наблюдают и становятся участниками процесса перевоплощения бумажного листа, у некоторых воспитанников появляется желание создать что-то свое. Это огромный шаг вперед, даже если полученный результат будет элементарным или окажется давно изобретенным кем-то другим. Для ребенка это плод его воображения, созданный путем творческого поиска. При этом конструкции могут быть результатом складывания одного квадрата или соединения нескольких деталей, сложенных в технике оригами.

Также одним из средств конструирования можно считать «Квадрат Воскобовича». Это игра–головоломка на трансформацию фигур без нарушения целостности самой игры. У детей появляется возможность легко сделать из «Квадрата» различных персонажей, а это чрезвычайно привлекательно для них.

Игры на трансформацию фигур важны для развития логического мышления и пространственного воображения, конструктивных умений и мелкой моторики руки. А как интересно для ребенка что-нибудь придумать и достаточно легко реализовать эти замыслы с помощью «Квадрата Воскобовича».

В основе занятий всеми видами конструирования лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности воспитанников. Конструирование является комплексным и интегративным по своей сути, оно предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми образовательными областями.

Занятия по конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.